Примерное время чтения: 5 минут
143

И восстал брат на брата

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Прикамье 15/04/2009

ВСЕМ наверняка известно о вооружённом восстании в Мотовилихе в декабре 1905-го, но было, оказывается, в Перми и другое декабрьское вооружённое восстание - образца 1918 года.

ВО МНОГОМ именно благодаря ему 90 лет назад - 24 декабря - случилась так называемая «пермская катастрофа большевиков»: красные войска оставили город. При этом они понесли огромные потери: двадцать тысяч человек пленными, пять тысяч вагонов, тысячу пулеметов, шестьдесят орудий и всю Камскую флотилию. Что же произошло в те далёкие дни?

Красные…

ЕСЛИ на первых порах большевики в Прикамье вели себя относительно здраво, то уже 18 июня 1918-го, спустя пять дней после тайной ликвидации царского брата Михаила Романова, Пермская ЧК постановляет: «…Все, кто будет вести агитацию против советской власти и распространять ложные и нелепые слухи, в случае поимки на месте преступления будут беспощадно расстреливаться…» Особенно же свирепствовать новый режим стал после убийства Урицкого и покушения на Ленина: так, в ответ на это в губерн-ском центре только 9 сентября чекисты расстреляли тридцать шесть заложников, в Кунгуре - пятьдесят. Казни шли кровавой чередой - даже прос-то в отместку за поражения на фронтах, не говоря уже о забас-товках или крестьянских вы-ступлениях. К слову, в июне-сентябре восстаниями селян были охвачены Оханский, Красноуфимский, Кунгур-ский, Осинский, Пермский и другие уезды.

В Перми же с начала декабря рабочие требовали обеспечить им нормальные пайки, отменить привилегии для комиссаров, прекратить аресты и расстрелы, разрешить свободу слова. В результате в ночь с 5-го на 6-е число в Мотовилихе было введено осадное положение, завод закрыли, вместо разогнанного исполкома мест-ного совета создан ревком, а на охрану посёлка заступил коммунистический батальон. Тем временем к городу подходили войска Колчака и белочехи:

9 декабря они заняли Лысьву, на следующей неделе - Чусовскую и Калино, 21-го - Кунгур. Наконец, 24 декабря в 6 часов утра со стороны Красных казарм в Пермь вступили части Сибирской стрелковой дивизии, а в Мотовилиху - 8-й Бийский полк группы генерала Зиневича.

Утром началось и восстание в городе. Как следует из донесения командира 29-й стрелковой дивизии красных в штаб 3-й армии, «…около пяти часов утра в г. Перми было поднято восстание элементов местного населения. Последнее носило организованный характер. Одновременно с наступлением противника на Мотовилиху во-оружённые банды по всему городу подняли стрельбу…»

…И белые     _

ВПРОЧЕМ, «банды», конечно, стреляли, но, судя по отчёту уже последующей - от 1919 года - комиссии ЦК РКП (б) во главе с Дзержинским и Сталиным, наблюдался ещё и массовый переход военспецов на сторону противника. В белую армию переметнулись 701 бывший офицер, а также 1-й Советский и 10-й Кавалерийский полки полными составами!

«…Руководитель оборонительных сооружений инженер Банин и все его сотрудники, путейский инженер Адриановский и весь штат специалистов округа путей сообщения, заведующий отделом военных сообщений и его сотрудники, заведующий мобилизационным отделом окрвоенкомиссариата Букин и его сотрудники, командир караульного батальона Уфимцев и начальник артиллерийской бригады Валюженич, начальник отдела особых формирований Эскин и командир инженерного батальона со своим помощником, коменданты станций Пермь I и Пермь II, весь учётный отдел управления снабжения армии и половина членов Центраколлегии - все они и многие другие остались в Перми, перебежав на сторону противника…»

К вечеру рокового дня в руках красных оставались лишь Пермь II и окрестности, но уже 25 декабря части 3-й армии беспорядочно бежали по железнодорожному мосту через Каму в сторону Глазова. Но наивно, увы, думать, что на этом потоки крови в Прикамье иссякли. Нет, озверевшее офицерьё теперь уже устроило свой, белый террор.

Выведены на лёд Камы, расстреляны и спущены в прорубь свыше сотни мотовилихинских рабочих, на льду Сылвы так же умерщвлены три сотни пленных красноармейцев. В Нытве штурмовики из батальона полковника Урбановского зарубили на базарной площади шашками и закололи штыками почти сотню пленных. В Кизеловском районе «в расход» отправлено более восьми тысяч (!) пленных и сочувствующих. И это не считая повальных казней на виселицах, пыток, телесных наказаний и прочих ужасов Гражданской войны, по-русски бессмысленной и беспощадной.

 

*Использованы данные из открытых источников

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах