В Прикамье создана интеллектуальная система управления дорожным движением. На днях губернатор Олег Чиркунов проверил работу диспетчерского центра управления автомобильных дорог Пермского края.
На большом мониторе перед диспетчером – два с половиной десятка экранов. Панорама всего дорожного движения в Прикамье.
Далеко сижу, высоко гляжу
Щёлк мышкой, и в «окне» укрупняется картинка с трассы Пермь – Березники в районе Ярина, щёлк – и там отрезок Губдор – Чердынь. В таблице рядом: температура воздуха и дорожного полотна, осадки, коэффициент сцепления и другие важнейшие показатели, в крайнем столбце - цветные индикаторы, как на светофоре: зелёный – препятствий движению нет, жёлтый – возможны проблемы, красный – езда небезопасна.
«Допустим, прошёл снег, - рассказывает диспетчер Дмитрий Никулин. - Передаём подрядчикам, и те знают, пора выезжать чистить».
В маленьком «окне» внизу вспыхивает надпись красным: «тревога по льду». Значит, на дороге опасность оледенения. Дорожным предприятиям пора на подсыпку. Более того, система ещё и звуковой сигнал подаст, что полезно в ночное время суток, если диспетчер задремал.
Помимо своевременного информирования, система незаменима для контроля за подрядчиками: каждая сервисная машина оснащена навигационной системой GPS.
«Если подрядчик утверждает, что его техника уже вышла, нам стоит только взглянуть, и мы говорим: шалите, ничего у вас на дорогах нет, - рассказывает Дмитрий Никулин. - Вот, например, у Красавинского моста сейчас правда кто-то работает, сейчас посмотрим, кто, - диспетчер приближает мышку к символу, - точно, грейдер! Принадлежит «Мостоотряду 123», едет со скоростью 67 км в час. Впрочем, подрядные предприятия сами заинтересованы, чтобы техника работала, а не простаивала в то время, как водитель курит.
Дороги без дураков
Интеллектуальная система начиналась в 2008 г. всего с четырёх камер наблюдения. Сегодня она включает 29 автоматических постов. И под их наблюдением семьдесят процентов всей краевой дорожной сети. Видеокамера передает изображение на пульт, а приборы в режиме реального времени измеряют температуру воздуха, коэффициент скользкости, толщину снежного покрова и льда – в общем анализируют обстановку по десяткам параметров. Помимо автоматического слежения, центр также использует информацию от колл-центра, где круглосуточно принимают обращения автомобилистов по телефону 211-41-11.