"Но что касается Карабаха и других территорий - они вернутся к Азербайджану шаг за шагом, поэтапно вместе с беженцами. Но очень трудно определить, когда и какая обстановка будет в Карабахе",- заявил Брайза. Таким образом, неясным, по его словам, остается будущий статус Карабаха. Брайза также положительно оценил заявление Алиева о том, что должен быть коридор, соединяющий Карабах с Арменией, и отметил, что признание Азербайджаном права Карабаха на самоуправление - это огромный шаг вперед. "До этого он всегда говорил, и азербайджанские чиновники говорили о том, что этот режим в Карабахе - это криминальный, это нелегитимный. Но сейчас он говорит о праве на самоуправление. Это значит, что шаг за шагом он отражает... И он приготовит свое население к компромиссам, трудным, но которые будут, я надеюсь", - заявил Брайз.
Комментируя итоги пражской встречи президентов Армении и Азербайджана, Брайза отметил, что прорыва в переговорном процессе не произошло, но был поставлен хороший фундамент для такого прорыва на следующей, по счету, четвертой встрече президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева в Санкт-Петербурге.
Брайза также подчеркнул, что, несмотря на разногласия между Россией и США по многим другим вопросам, в урегулировании карабахского конфликта действия двух стран скоординированы: "Я всегда говорю, да, у нас есть сложные взаимоотношения с Россией, что касается Грузии. Но мы знаем, что это трудно. Но наши отношения такие хорошие и позитивные, что касается Карабаха. Действительно, это новости хорошие, что касается наших отношений между США и Россией, что касается Карабаха".
Представитель США также выразил надежду, что роль Турции на Южном Кавказе будет со временем возрастать. "Я считаю, что Турция уже играет конструктивную роль в регионе. Сейчас мы знаем, что Турция хочет сотрудничать с Россией как партнер. Мы за это, мы не против", - заявил Брайза. Кроме того, Брайза отметил что хотя процессы армяно-турецкой нормализации и карабахского урегулирования официально отделены друг от друга, но, тем не менее, они также и помогают друг другу: "И они идут на других скоростях, можно сказать. И мы считаем, что один процесс помогает другому, и наоборот. Но это не значит, что они формально связаны - они отдельные. Ну, конечно, они помогают друг другу".
При этом, он добавил, что "граница между Турцией и Арменией не откроется сразу. Процесс начинается нормализацией отношений между этими странами. Одним шагом в этом процессе является открытие границы. Это попозже, через несколько месяцев. Сейчас у нас есть немножко времени, чтобы сделать этот переломный момент, о котором я говорил несколько минут назад. Я не знаю, может ли включить в этом переломном моменте возвращение территорий, конкретно я имею в виду, как факт, на земле - пока не знаю. Но я знаю, что, возможно, включить эту идею, этот концепт в этом переломном моменте, чтобы найти общий язык между всеми сторонами. Это возможно, и к этому мы стремимся сейчас".
По материалам regnum.ru, utro.ru, Эха Москвы