Примерное время чтения: 6 минут
110

Учимся родину любить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Прикамье 11/11/2009

Билетами и ногами, личным автотранспортом и электричками, автобусами и рюкзаками, зонтиками и палатками голосуют жители Пермского края за самое зрелищное направление в деятельности министерства культуры, массовых коммуникаций и молодёжной политики. ФЕСТИВАЛИ! Как полюбилось нам эта форма досуга, совмещающая сразу и массовую коммуникацию, и молодёжную политику, и культуру.

Сезон перемен

Подводя итог фестивального сезона, можно утверждать, что жители Пермского края не могли пожаловаться на скуку ни летом, ни осенью 2009 года. Приоритетными оказались фестивали федерального и международного уровня. Они и прежде проходили с успехом, но в этом году посещаемость возросла в разы. - Это доказывает, что мы поступили правильно, сделав акцент на поддержке фестивального движения, - говорит Вероника Вайсман, заместитель министра культуры Пермского края. Статистика - вещь убедительная. Но возникает вопрос: как подсчитать число вольных участников массовых мероприятий? Итоги подводятся на основании справок ГИБДД. Хохловка, Кучино, Камгорт… Каждый участник, прибывающий к месту действия на автомобиле, автобусе или пешком, не миновал пост ГАИ, а потому результат подсчёта не вызывает сомнений в пределах допустимой погрешности. Но зачем нас считать? - Фестиваль - не только праздник, развлечение, - поясняет Вероника Борисовна.- Это мероприятие в сфере культуры, направленное на повышение качества жизни и инвестиционной привлекательности Пермского края. На организацию фестивалей выделяются бюджетные средства. Мы должны понимать, насколько эффективно они расходуются.

Рубль на рубль

Важным показателем эффективности, который остаётся «за кадром» фестиваля, служит количество привлечённых средств. По всем фестивалям минувшего сезона соотношение средств, вложенных минкультом и привлечённых из других источников, составило 30% к 70%. Другие источники - это федеральный бюджет, Союз кинематографистов, местные бюджеты и, конечно же, спонсорская поддержка коммерсантов, которые таким образом обозначают своё участие в жизни края. Главной особенностью 2009 года стал экономический кризис. Культура - это как раз та сфера, которая в сложной экономической ситуации страдает в первую очередь. - Благодаря фестивальной программе у нас в крае было создано около тысячи временных рабочих мест, - говорит Вероника Вайсман. - Сколько человек избежали сокращения, то есть не потеряли работу, я не берусь подсчитать. Не поддаётся подсчёту и тот заряд социального оптимизма, который получен благодаря реализации фестивальной программы.

Место и действие

АНАЛИЗИРУЯ творческую активность 2007-2008 годов, сотрудники минкульта насчитали 59 фестивалей, проходивших в разных территориях Пермского края. Так родился проект «59 фестивалей 59-го региона». Фестивали систематизировали по трём основным направлениям: содействие развитию внутреннего туризма в Пермском крае (например, «Ильин день в Ильинском»); способствующие развитию жанров (фестиваль-конкурс мажореток и барабанщиков «Прикамские звёзды» в Краснокамске); направленные на сохранение традиций и развитие ремёсел (межрегиональный праздник национальных культур «Встречи на земле чуди» в Кудымкаре). На старте сезона организаторы могли рассчитывать на равную бюджетную поддержку, а при наличии обоснованной заявки каждый фестиваль мог получить дополнительное финансирование. Ориентиром служили три приоритета: возрождение исторической памяти, содействие событийному туризму и тематическое соответствие Году молодёжи.

Суксунский вариант

Изюминкой фестиваля «Суксунский самовар» стала выставка 270 самоваров из музея г. Городца Нижегородской области. Ольга Круглова, заместитель главы администрации Суксунского муниципального района, призналась, что идея привезти в посёлок уникальную коллекцию казалась несбыточной мечтой: - Транспортировка и страховка экспонатов требовали затрат совершенно неподъёмных. Представляете, на упаковку самоваров потребовалось восемь часов, а фура с коллекцией добиралась к нам целые сутки, - рассказывает Ольга Витальевна. Оценив задумку, краевой минкульт нашёл денег на показ коллекции. У министра культуры Пермского края Бориса Мильграма позиция парадоксальная: - Словосочетание «осваивать бюджетные средства» я считаю безнравственным по сути, - говорит Борис Леонидович. - Должно быть определено, какая цель у данного проекта. И если цель достойная, деньги найдутся. Если нет цели, не надо ничего «осваивать». Если кто-то пропустил суксунскую выставку, не грустите. - В следующем году юбилей завода, и мы привезём 300 самоваров, и рекламу дадим, - говорит Ольга Круглова. - Наш самоварный завод стоит. Мы надеемся привлечь внимание к этой проблеме. Суксунский самовар должен стать достойным брендом Пермского края. Такая у нас цель.

Ильинский тренд

Виктор Родыгин, глава Ильинского муниципального района, немного ревнует фестивальную публику к популярной Хохловке, полагая, что «Ильин день в Ильинском» недооценён пока пермяками. - Зато Масленица в Филатовском так полюбилась туристам, что празднуем всю неделю. К нам народ едет, по пять автобусов в день! - говорит Виктор Александрович, пользуясь случаем порекламировать свой район. - А ещё у нас есть Сретенское, там можно отмечать Сретенье. Хорошая идея? Но как туристический продукт пока не оформлена. Тут наш резерв. Нынче там на «Ильин день в Ильинском» собралось туристов в два раза больше, чем обычно, отчасти потому, что рекламой фестиваля занималось краевое министерство культуры. Договорились с условием, что Родыгин обеспечит информационный комфорт туристам на месте, то есть указатели ставит по всему посёлку. Он свою часть обязательств исполнил честно, и минкульт, со своей стороны, не подвёл, и праздник получился.

Методисты и продюсеры

Все региональные фестивали в этом году стали популярнее в среднем процентов на пятьдесят, такой прирост посещаемости отмечен наблюдателями. Следующая задача - повысить качество фестивального движения, привнести современные технологии, принципы продюсирования. - В этом году мы проводим конкурс организаторов фестивалей, - говорит Вероника Вайсман. - Не только конкурс, но и обучающий семинар, и серию мастер-классов. Бесспорно, фестивальное движение - это и площадка для творчества, и способ создания рабочих мест, и основа для реализации долгосрочных бизнес-проектов, и стимул развития инфраструктуры. Но давайте не будем забывать о более важном, - меняет тему Вероника Вайсман. - Мы так долго и много говорим о необходимости воспитания чувства гордости, любви к малой родине. Всё это только слова, если человек не знает, не чувствует, не видит ту самую родину. Фестивальное движение - повод узнать больше о своём крае, поехав в соседний или в дальний район; и в то же время это основание гордиться своим краем, встречая здесь гостей из других регионов или из других стран.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах