Разговоры о повышении зарплаты педагогов оборачивались порой откровенным фарсом. Учителя после таких перерасчётов нередко получают даже меньше, чем раньше. Ведь с них тут же снимаются какие-то доплаты.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили Зою ГАЛАЙДУ - председателя Пермского краевого профсоюза работников образования и науки РФ.
- Зоя Ивановна, профсоюзы как-то борются за достойную зарплату учителям?
- Вопросы оплаты труда работникам образования за последние три года дошли до такого уровня, что не решать их было нельзя. Прожить на учительские зарплаты стало просто невозможно. В 2009- 2010 гг. нашим профсоюзом были объявлены коллективные действия: мы провели переговоры с властными структурами на местном уровне, участвовали в пикетировании Государственной думы, организовали пикетирование краевого Законодательного собрания, встречались в главой краевого правительства Валерием Сухих. В результате ещё до предложения Владимира Путина добились увеличения заработной платы учителей в 1011 г. дополнительно на 4% (сверх 6%-го увеличения, запланированного в краевом бюджете). В сумме получилось 10%. Но что такое 10% к шести тысячам рублей зарплаты среднестатистического учителя начальной школы? Это дополнительные 600 рублей. Они не защитят от нищеты.
- Спасёт ли положение новое предложение Путина?
- Премьер-министр предложил довести среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты в экономике. Радует, что решение этого вопроса взято под жёсткий контроль правящей партией. Положение о том, что средняя зарплата учителя должна постоянно находиться на уровне средней зарплаты в экономике, содержится в проекте Закона об образовании.
На днях я присутствовала на видеоконференции, где заслушивались отчёты территорий по этому направлению. Выяснилось, что в четырёх территориях в результате сентябрьского повышения зарплата учителей даже превысила среднюю оплату труда в экономическом секторе. 41 территория сентябрьским 30%-м повышением сравняла учительские средние зарплаты с существующими в экономике. И 38 территорий, в том числе и Пермский край, пока не достигли желаемых показателей, но выполнили первую часть задания: повысили фонд оплаты труда учителей в среднем на 25%.
Везение рубль бережёт
- Средние цифры в отрасли - но ещё не зарплата конкретного учителя.
- Фонды оплаты труда педагогов и в самом деле увеличены. Но деньги приходят в школу, а там внедрена НСОТ - новая система оплаты труда. И начинаются сложности. У нас в образовании отсутствует научное обоснование стоимости труда учителя. Есть человеко-час, который стоит очень дёшево. И в результате базовая гарантированная часть зарплаты учителя не соответствует даже прожиточному минимуму: составляет четыре-пять тысяч рублей. Вот и получается: учитель физики, допустим, в Краснокамске, при нагрузке в 2,5 ставки (43 часа) получает зарплату в 8,9 тыс. руб. Сама структура оплаты труда, на мой взгляд, ущербна. При таком положении дел не будет удовлетворения у педагогов, сколько бы ни повышались нормативы на одного ученика. Если учителю «не повезло» и он ведёт «невыигрышный» предмет или попал в «невыигрышный» микрорайон, где дети не в состоянии показывать высоких результатов, то будет работать на мизерную гарантированную часть зарплаты. И не потому, что он плохой учитель, - просто попал в такие обстоятельства. Я считаю, у нас должна быть достойная гарантированная постоянная часть оплаты, складывающаяся из ставок и окладов. На неё должны нанизываться коэффициенты, отражающие квалификацию учителя, стаж работы. Именно эта часть зарплаты должна индексироваться, повышаться. Стимулирующий фонд, безусловно, нужен. Но не в ущерб достойной базовой части. Пока что при повышении фонда оплаты труда, когда деньги приходят в школу, конкретный учитель может и не ощутить повышения зарплаты.
- А инфляция «съедает» последние гроши.
- У нас происходит подмена понятий: повышение зарплаты и её индексация. Если инфляция составляет 8%, а повышение зарплаты - 30%, то реально зарплата вырастет всего на 22%. И уж если принимаются решения по индексации, значит, она должна проходить регулярно. Если увеличивается размер МРОТ, давайте выделим достаточно средств на решение этого вопроса. Если вводится новый стандарт в начальной школе и требует дополнительных государственных вложений - обеспечьте школу этими финансами. Аксиома? На самом деле весьма насущный вопрос. Обычно получается всё наоборот: решение принимается, а фонд оплаты труда увеличивается недостаточно. В результате что-то где-то «рвётся» и не происходит реального повышения. Порой нарушается закон: уральский коэффициент включается в МРОТ. Мы в массовом порядке по суду устраняем такие нарушения.
Узда для узурпатора
- Администрация школы может распределять стимулирующие доплаты по своему усмотрению. Здесь и до злоупотреблений недалеко…
- Сегодня перекосы есть. Некоторые директора устанавливают себе заоблачные зарплаты. Казалось бы, вопрос регулируется, но всегда найдутся некие лазейки для недобросовестного руководителя (внебюджетный фонд и т. д). Я не говорю, что у руководителя должна быть низкая зарплата. Но фонд оплаты труда в школе один на весь педколлектив, и всё должно быть в пределах разумного. Порой директор пытается узурпировать власть над фондом оплаты труда. Кстати, в тех учреждениях, где есть профзоюзные организации, таких явлений, как правило, не происходит.
В этом году власть проявляет небывалое внимание к отрасли образования. Конечно, сказывается предвыборная гонка. Но есть и общее понимание, что медлить с решением материального обеспечения учителей больше нельзя. Только доведя зарплату педагогов до реальной стоимости труда в этой отрасли, мы вправе предъявлять высочайшие требования к учителю.
В апреле фонд оплаты учителей в Пермском крае увеличился на 3,4% , в июле - на 6, 5% в сентябре - на 18%, в октябре - ещё на 3%. Таким образом, будет достигнуто 30%-е увеличения по сравнению с первым кварталом нынешнего года. Но это не значит, что реальные зарплаты педагогов вырастут на 30%, объяснили нам в одной из гимназий Перми. Увеличится на 30% оплата за часы. Но это лишь малая часть зарплаты, составляющая мизерную сумму.
Впрочем, оплата за сентябрь посчитана в школьных бухгалтериях «на глазок». Бухгалтерского программного обеспечения, имеющего силу закона, в школы пока не спущено. Так что педагогов предупреждают: в октябре, скорей всего, будет перерасчёт.
Фурсенко решил, что в России слишком много учителей
Как сохранить баланс? За 9 месяцев в бюджет Прикамья поступило 65 млрд руб.
Кто пишет сценарий? Парламентарии работают над бюджетом Пермского края
Прикамские депутаты вступили на «минное поле» бюджета
Долг платежом страшен. Ближайшие три года Пермский край будет жить взаймы