Во времена ликвидации безграмотности профессия учителя была самой престижной в России. Сегодня отношение к учителям иначе как безобразным не назовешь. Многие из них поставлены в ситуацию на выживание.
А как еще скажешь, если учитель живет в комнате 18 кв. м с общими кухней, санузлом и душевой? Стирает белье, готовит еду, воспитывает детей. Готовит материал к занятиям, проверяет ученические тетрадки. Оплачивает наем своей комнаты, словно элитное жилье в центре города. И при этом историк объясняет своим ученикам, что у нас великая страна, одержавшая много побед. Географ - что наша страна богата: золота, нефти, алмазов хватит на многие поколения. А сам в это время подсчитывает оставшиеся рубли и думает, у кого бы "перехватить" до получки сотню-другую. А еще эта пугающая неизвестностью угроза выселения из обжитой комнаты в "общаге". Такова сегодня жизнь учителя.
Закон вышел _ боком
Нередко комедию жизни может передать только трагедия. Ситуация вокруг учительского общежития в г.Чайковском и комична, и трагична одновременно. Комедию разыгрывают чиновники, а страдают - педагоги.
В одно время чайковское управление общего и профессионального образования и техникум легкой промышленности заключили между собой договор на безвозмездное пользование недвижимым имуществом. По этому договору в общежитие техникума, что на улице Приморской, 40, вселили семьи учителей. И отчитались - проблема жилья для педагогов решена.
Однако городская прокуратура с фактом проживания учителей в студенческой общаге не согласилась. В принципе, есть отчего. Что ни говори, закон-то нарушен. И в 2003-м и в 2005 годах прокурор города направляет представление директору техникума об устранении нарушений. А начальнику управления образования - предостережение о недопустимости нарушения жилищного законодательства. В нем прокурор ссылается на статьи Жилищного кодекса РФ. Более всего педагогов напугала фраза: "В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений" (ст.103 ЖК РФ).
Судебного решения еще не было. Но уже сейчас администрация техникума пытается оказать давление на учителей. Например, закрыть туалеты и душевые. Или отключить газовую плиту, потому что "студенты прикуривают от нее".
Приезжайте, мы вас ждем
Преподаватель немецкого языка Юлия Ананьина приехала в Чайковский из Казахстана в 1994 году. Город выбран был случайно. Очень уж название понравилось, благозвучное.
Середина девяностых - время тяжелое, многие преподаватели из-за низкой зарплаты оставляют школы, торгуют на рынке, в общем, стараются выжить. Школа осталась "голой", и учитель немецкого языка был ой как нужен. Дождавшись вызова, в котором было обещано жилье в учительском общежитии, Юлия Петровна приехала со всеми вещами, насовсем.
Только через год Ананьина узнала, что общежитие, в котором ее поселили, студенческое и управлению образования не принадлежит. Более того, ее жилье временное, в котором, как и все, она на птичьих правах.
Сейчас Юлия Петровна уже на пенсии, она ветеран труда, педагогический стаж 50 лет. Больше всего ее обидела отписка городского управления образования. Сухо, по-чиновничьи ей предложили решать "жилищную проблему в установленном для граждан РФ законодательном порядке: встать в очередь на получение жилья". В то, что когда-нибудь эта очередь дойдет до скромного учителя без денег и нужных знакомств, поверит разве что наивный.
Только на улицу или вперед ногами
Учитель географии Галина Яковенко в манну с небес тоже не верит. От этой бесконечной войны за право жить под крышей Галина Станиславовна пострадала, возможно, больше всех.
Яковенко приехала в Чайковский также со статусом беженца. Из Киргизии. Она прекрасно помнит свои последнии годы, проведенные в "братской" республике. Особенно ей запомнилось 5 июня 1990 года. В этот день выпускной вечер в школе проводили под охраной ОМОНа - в Киргизии была резня.
В Чайковский Галина Станиславовна приехала по приглашению директора школы N 11, потом была работа в школе N 8, сегодня преподает географию и общество-знание в гуманитарно-промышленном колледже. С
18 августа 1994 года учителя географии поселяют в студенческом общежитии. Спустя пять лет в их семье рождаются близнецы. Вместе с другими мамами Яковенко поздравляют на площади в День города. Поздравляют и забывают. Вместо отдельного жилья дают вторую комнату в этом же общежитии.
А в 1997 году у Галины Станиславовны погиб ребенок. Из-за того, что не смогли вовремя вызвать "скорую помощь". Комендант ограничил доступ к телефонной связи жильцов общежития. И мужу Галины Станиславовны было отказано в таком необходимом звонке.
Может, оттого, что навидалась в жизни горя, или характер бойцовский, но принимать унижение и безропотно ждать своей участи Галина Станиславовна не привыкла. Ее называют чуть ли не оппозиционером. Но скорее, наоборот, педагог старается рассуждать здраво, хотя и не без эмоций. Конечно, каждый учитель хотел бы иметь отдельное жилье, но если уж нет возможности, то согласны на все, лишь бы пришел конец этой бесконечной эпопеи с выселением.
- Давайте я проведу вас по комнатам, - предлагает Галина Станиславовна. - Здесь мать-одиночка, здесь тоже, здесь пенсионер живет. Вот здесь Ирина жила, умерла в 30 лет. Остались те, кому деваться некуда, только на улицу или вперед ногами. Если было бы куда уйти, с радостью бы ушли.
О себе чинов- _ ники не забывают
Несмотря ни на что, учителя рассматривают городскую администрацию как партнера в решении проблемы. Сами педагоги предлагали властям несколько вариантов. Во-первых, выделение им беспроцентного кредита на покупку или строительство жилья. Либо предоставление дома с неоконченным строительством, без внутренней отделки. Ремонт учителя готовы сделать сами. Еще педагоги просят предоставления налоговых льгот тем предпринимателям, которые купили бы квартиры бюджетникам.
Однако все предложения педагогов остаются без внимания.
Тем временем управление образования не забыло побеспокоиться о себе, любимом. В городе закрыли детский дом. Хороший дом, с учебным корпусом и отдельно стоящим 3-этажным жилым зданием. Вот в это-то здание и переедут чиновники. Жилые комнаты собираются переоборудовать в кабинеты. На первом этаже уже ведется ремонт, рабочие вставляют стеклопакеты.
Так вот вопрос. Почему этот дом достался чиновникам, а не педагогам, которым грозит выселение? Кажется, ответ очевиден. Власти забыли, что служат народу. И живут по принципу - своя рубашка ближе к телу. Во всяком случае, кабинетные нормы на одного чиновника сегодня куда больше, чем нормы на одного жильца в общежитии.
Учителей - _
в Красную книгу
- Разве выгодно государству иметь униженного, жалкого, издерганного бытом и нуждой Учителя?! - обращаются педагоги в своем открытом письме губернатору Олегу Чиркунову и председателю Законодательного собрания Николаю Девяткину.
Но, возможно, это теперь просто политика. В Чайковском переселили вечернюю школу, "уплотнили". Это здание теперь занимает администрация муниципалитета. Закрыта школа N6, многие детские сады, несколько раз пытались "захватить" дом детского творчества "Искорка". Власть говорит, что поддерживать теперь будет только сильных, конкурентоспособных. А остальные будут умирать по-тихому.
Уже сейчас учителей ищут днем с огнем. Откройте любую газету с вакансиями, и вы обнаружите, что требуются учителя иностранного языка, биологии, географии, изо, информатики, истории, математики, музыки, русского языка и литературы. Достаточно? А еще физики, химии, труда и физкультуры.
Возможно, в ближайшем будущем учитель будет занесен в Красную книгу России как редкий, вымирающий вид.