Примерное время чтения: 5 минут
126

Много шума и - ничего

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 17/09/2008

Прошло три месяца с той поры, как нам объяснили, что молоко и молочный напиток - это не одно и то же. Скоро соответствующий закон вступит в силу. Утверждён новый Технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Но покупатель, стоя у молочной витрины, до сих пор не знает, как ему сделать правильный выбор, на какие приметы и знаки ориентироваться. И главное - чем повредит ему употребление "неправильного" продукта.

Пролить свет на молочную мглу поможет эксперт по сертификации молока и молочных продуктов, растительных масел и продуктов их переработки ООО "Центр сертификации и качества "Пермь-Стандарт-Тест" Ирина Иванилова.

Зёрна и плевелы

ПРОДУКТ, в составе которого имеется СОМ (сухое обезжиренное молоко) или изготовленный из сгущённого молока, именоваться должен молочным напитком.

- Есть ли способ отличить молоко от напитка, не прибегая к лабораторным исследованиям?

- Пока нет даже лабораторного метода. В новом Техрегламенте говорится: "Правила и методы исследований продукции, необходимые для применения настоящего Федерального закона, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ до дня вступления в силу настоящего закона". Закон писали года четыре - а тут за полгода предлагается разработать технические правила и методы исследований! Это просто нереально.

По сухому молоку у нас всё как было, так и есть и в ближайшее время будет, судя по всему: вроде бы все производители и обязаны маркировать продукцию - но маркируют не все и часто дают неполную информацию. А поскольку методов контроля нет, проконтролировать их трудно, если не невозможно.

- Как быть предприятиям, которые уже заказали большое количество упаковки с названием "молоко", а выпускают напиток?

- Думаю, их сейчас меньше всего это беспокоит, потому что грамотный производственник знает: методов контроля нет. Вообще же это будет задачей Роспотребнадзора. Как они будут её решать, предположить трудно.

Чего бояться-то?

- КАК может отражаться на здоровье приём молочного напитка вместо молока?

- Сухое молоко было всегда, его добавляли и в совет-ские времена, особенно в осенне-зимне-весенний период. Говорить о том, что восстановленное молоко намного хуже, нельзя: ведь и в пастеризованном пользы мало. Ферменты и витамины в нём частично разрушены, белки - денатурированы.

В некоторых случаях напиток может быть даже полезнее - при индивидуальной непереносимости ферментов пероксидазы и фосфатазы, содержащихся в свежем молоке, молочного сахара лактозы.

Вообще же полезное молоко - то, которое хранится

36 часов. А то, что мы сейчас пьем, со сроком хранения трое суток, - так это молоко, прошедшее пастеризацию с повышенной температурой (96.С). Торговля не хочет возиться со "скоропортом", и предприятия вынуждены изготавливать молоко высокотемпературной пастеризации.

На сладкое

- ПОЯВЯТСЯ ли хоть какие-нибудь плюсы для нас, потребителей?

- Да. Многие торты, десерты - мороженое, желе, муссы, пирожные - изготавливаются из так называемых растительных сливок. С введением Техрегламента будет запрещено использовать слово "сливки" по отношению к немолочным продуктам. Ведь на самом деле "сливки" на тортах - это гидрогенизированные растительные жиры, соевый изолят в лучшем случае или соевая мука в худшем, ароматизаторы, подсластители и т.д., а из молочных продуктов присутствует только сухая молочная сыворотка в минимальном количестве. Там даже следов сливок нет. Одни вкусовые добавки, которые делают продукт приблизительно "сливочным". Вот если бы люди знали, что это маргариновые продукты, смешанные с водой, стабилизаторами и ароматизаторами, многие не стали бы их покупать. Существует повальная безграмотность населения в этом во-просе - когда принимается за чистую монету утверждение производителя и торговли насчёт "сливок". И они продолжают свой маркетинговый ход, утверждая, что их продукты - "со сливками".

- А продукция с натуральными ингредиентами в городе продаётся?

- На многих предприятиях молочные сливки - вообще не проблема, производители не знают, куда их девать, они бы с удовольствием продавали их оптом любому изготовителю. Другое дело, что этот продукт хранился бы 24-36 часов, а торговле выгодно, чтобы торт стоял 5-20 суток. Хороший скоропортящийся продукт в сетевых магазинах - редкость. Кроме того, растительный суррогат дешевле натуральных сливок.

Хотя есть фабрики, выпускающие дорогую продукцию, но они реализуют её, как правило, в своих магазинах.

Вместо послесловия

На вопрос редакции об объективном методе выявления сухого обезжиренного молока в продукции, необходимом для определения того, молоко это или молочный напиток, в управлении Роспо-требнадзора по Пермскому краю сообщили, что такого метода не существует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах