188

Павел Бардин: «Сталин – наш главный гопник»

Широкому кругу зрителей Павел Бардин знаком благодаря своей работе над сериалом «Клуб». Но на фестивале «Текстура» он представил фильм совсем другого уровня. «Гоп-стоп» - это эпос о гопниках, главные герои которого немногословны и привыкли жить «по понятиям».

На премьере фильма в пермском кинотеатре первые два ряда заняли необычные зрители – заключённые исправительной колонии №29. Режиссёр не удивлён – он снимает «кино для всех».  

После премьеры Павел Бардин побеседовал с корреспондентом «АиФ-Прикамье» о гопниках, образе маргинала в современном искусстве и о почве пермских лагерей, неблагоприятной для продвижения культуры.

- Мне близок даже не столько формат фестиваля «Текстура», сколько сам город Пермь. Это город-ГУЛаг, здесь много лагерей и тюрем. И сделать в таком пространстве культурную столицу – серьёзная заявка. В Перми сама почва неблагоприятная. И я считаю, что мой фильм будет понятен как раз тем зрителям, которые сидят в первых двух рядах - заключённым. В этом фильме есть то, что люди хотят и готовы смотреть.

- Получается, они являются целевой аудиторией ваших последних двух фильмов: «Россия88» и «Гоп-стоп»?

- Не совсем так. Я считаю, что искусство должно быть для всех. И пытаюсь это реализовать. К сожалению, меня в этом поддерживают не всегда. Например, накануне я посетил исправительную колонию №29. Добродушный приём омрачился запретом на показ фильма «Россия 88» со стороны прокуратуры. Официальная причина – в воспитательных целях просмотр не рекомендован. Но я знаю, что есть такие тюрьмы, где заключённые по собственной инициативе устраивают просмотр кино такого содержания. Жаль, что у вас такого нет.

- Почему вы выбрали таких нестандартных персонажей: гопники, скинхеды?

- В кино эти герои практически не представлены. Гопники присутствуют в массовой культуре, но они никогда не становились героями кино. Искусство либо брезгует и не показывает их вообще, либо показывает их какими-то животными без души.

- И ваша задача – этот архетип сломать?

- Не сломать архетип, а сломать отношение к нему людей. Об этом общественном явлении мы же почти ничего не знаем. Например, главным советским гопником можно смело назвать Сталина. Об этом говорит его поведение, черты характера, управление «по понятиям», а не по здравой логике. Что такое «гопник»? Это квинтессенция слова «быдло». Наше общество кастовое: одна каста брезгует прикасаться к другой. И вот это отношение я как раз и попытался сломать..

- Образ гопника всё же уже используется в массовой культуре. Сява, например…

- Мне кажется, это эксплуатация образа. Причём, в карикатурном виде. Не думаю, что перед Сявой стоит сверхзадача образ обогатить. В случае же с фильмом «Гоп-стоп» задача другая – это попытка понять героя, выразить своё сочувствие. Гопник – уже не бездумное животное, это натура со своими чувствами и эмоциями, со своим мировоззрением.

- Маргинальные образы набирают популярность в современном кино?

- Это слом шаблона. Появляются новые фильмы и спектакли, посвящённые таким героям. Яркий пример – «Школа». Но мне кажется, здесь явление даже более глобальное – культура расширяет пространство и в неё начинают попадать маргинальные образы и соответствующие темы.

- То есть, социальное кино ждёт светлое будущее?

- Да, социальное кино будет жить, я считаю. Но самим авторам нужно преодолеть маргинализацию. Потому что существует большая разница между автором, который издевается над своим героем и автором, который пытается героя понять. Хочется гуманизма.

Другие статьи автора:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах