Дачника обидеть может каждый. Архитектор – проведёт свои «красные линии» так, что делянка с времянкой попадёт в зоны городской застройки. Строитель - пройдётся бульдозером и следа не оставит от плодородного слоя, выпестованного руками трудолюбивого горожанина. Дорожник – закатает в асфальт клочок малой родины потомка раскулаченного крестьянина.
Дачников Малой Дивьи обидел лесоруб.
Дачный посёлок
Землю под садоводство этим людям дали давно, когда на крутом берегу Чусовой стоял ещё посёлок леспромхоза Малая Дивья, а к одноимённой с ним пристани по расписанию причаливали трамвайчики, ракеты и прочие пассажирские суда. После ликвидации леспромхоза градообразующим предприятием выступила турбаза. Когда и она закрылась, пассажирское судоходство прекратилось, а дачники стали единственными обитателями роскошных по красоте, но почти необитаемых берегов.
Добраться туда на моторной лодке рискуют редкие землевладельцы СНТ (садового некоммерческого товарищества) – дорого, да и пошаливать стали на реке лихие люди – воруют лодки. По суше в СНТ дороги нет. Если ехать на внедорожниках, то автомобили приходится оставлять чуть ли не в соседнем дачном поселении, за большим логом. Да и то, как только дождик брызнет, пускаются дачники бегом к своим железным коням через лес. По мокрой колее обратно на шоссе им не выбраться. Поэтому большинство замлевладельцев М. Дивьи добираются к своим фазендам пешком: с автобуса километров не много, если налегке. Только налегке тут не ходят. Всё – от рассады до соли и растительного масла несут на себе. За годы протоптали тропы вдоль лесной неезженой дороги. Своя ноша, частная собственность. Не ропщут люди, к хорошей жизни не привыкшие.
Но вот какая беда приключилась с ними в новом дачном сезоне. Откуда ни возьмись, пришли на Малую Дивью лесорубы, лес между шоссе и садовым товариществом повалили, тропы протоптанные дачниками, взрыли тракторами, привычный путь к далёкой и милой сердцу собственности перекрыли.
- Теперь мы со своими рюкзаками и сумками перелезаем через завалы. Путь без того нелёгкий, стал совсем мучительным, - пожаловалась дачница из Малой Дивьи, доставившая в редакцию «АиФ-Прикамье» коллективное письмо пострадавших. - Где найти на лесорубов управу?
Щепки летят
Деревня Горбуново, в окрестностях которой расположен другой садовый кооператив, находится совсем недалеко от города. Дорога туда была вполне сносная – крепкий, десятилетиями утоптанный тракт с хорошими кюветами, куда в мокрое время года стекала вода, не принося вреда дорожному полотну.
Весной 2011 года открыть сезон смогли не все дачники, а только те, которые ездят на автомобилях с высоким клиренсом. Остальным пришлось дожидаться устойчивой сухой погоды. Дорогу разбили большегрузы. Там вдали, где кончаются земли садового товарищества, расположен карьер, из которого возят материалы на строительство новой дороги в обход Лобаново. Дело хорошее, нужное, но разве нельзя строить так, чтоб рядом не ломать?
О Горбуновской беде рассказал редакции Геннадий Печкалёв. Выехали на место – действительно, в час тут проходят до 15 большегрузов. Кюветы завалены грунтом и бывший тракт выглядит как корыто. В дождь не проехать. Бульдозер, равняющий полотно для грузовиков, снял гравийный слой, оставив на поверхности глину.
Источник в компании, ведущей строительство Лобановского обхода, сообщил «АиФ-Прикамье», что в смету не заложены средства на восстановление разбитой дороги на карьер. А что касается дачников – пусть сами решают свои проблемы. Дорога им не принадлежит. Оснований для жалоб и претензий, тем более исков в суд, нет.
Методы борьбы
Дачника обидеть может каждый. Говорят, один уважаемый депутат предложил руководству Суксунского района сэкономить: не тратиться на содержание дорог в тех деревнях, где «завелись дачники». Глава на это не пошёл, справедливо рассудив, что дачник – гражданин и налогоплательщик, поражать его в правах нет оснований.
Геннадий Печкалёв, можно сказать, экстремист. Всё лето он выходит на дорогу, стыдит водителей.
- Что я сделаю? – оправдывается очередной собеседник, выглянув из кабины КАМАза. – Мне приказали, я и поехал. Работа. Извини папаша, вопросы не ко мне.
И всё же у Геннадия Печкалёва есть шанс принудить дорожников восстановить дачную дорогу после окончания строительства. Не подобру, так через суд. Коллектив в СНТ крепкий, грамотный, серьёзный. Управу на бизнес найдут, если захотят. Тем более, что бизнес цивилизованный, легальный.
Дачница из малой Дивьи тоже пыталась наладить контакт с лесорубами.
- Они говорят, что не виноваты, у них приказ. Кто приказал, не говорят.
Лесное хозяйство – дело тёмное, концов не найти: кто хозяин, кто арендатор, кто подрядчик не известно. Лесорубы называть себя отказываются, да и не говорят они по-русски, не понимают, чего хотят от них странные люди, бредущие вереницей с междугороднего автобуса куда-то в лес. Безымянные обиженные люди. Никто из них не решился поставить подпись под жалобой в редакцию. Женщина, доставившая этот документ, просила не упоминать её имени.
- Люди опасаются, что, узнав о жалобе, их найдут и накажут.
- Как вас ещё накажут?
- Нас-то ладно, мы своё прожили. Опасаемся, как бы дети не пострадали.
Видимо, дачники малой Дивьи чувствуют себя совсем чужими на пермской земле, до того они запуганы и унижены.
Обе ситуации «АиФ-Прикамье» берёт на контроль. Мы не гарантируем восстановление справедливости. Но мы хотим узнать, кто и на каком основании портит жизнь гражданам России.